Двадцать лет назад никто не знал, что такое «аутизм». Нет, нельзя сказать, что это совсем новое заболевание – нет. Скорее малоизученное – до последних лет. Впрочем, и сейчас остаются вопросы: почему возникает аутизм, можно ли предотвратить, как улучшить качество жизни человека с аутизмом, как нормализовать его состояние. На эти вопросы невролог даст один ответ, гомеопат – другой, врач-иммунолог, исследующий аутизм как реакцию на прививку – третий. А я отвечу на часть этих вопрос с позиции врача общей практики, нутрициолога.
Избегать токсичных веществ!
Хотите подстелить соломку и уберечь своего малыша от риска заранее? Обратите внимание на свое питание во время беременности, когда происходит закладка органов и систем малыша. Исследования показывают, что чем меньше будущая мама во время беременности соприкасается с токсичными веществами (они встречаются в полуфабрикатах, могут попадать в пищу при её разогревании в пластиковой посуде в микроволновой печи, в косметике и т.д.), тем меньше шансов влияния этих веществ на ребенка.
Аутизм и кишечник
Состояние микробиоты кишечника мамы отражается на здоровье ребенка. Микробиота – это сочетание «хороших» — лакто- и бифидобактерий и т.д. и «плохих» бактерий в равновесии. При стрессе, нарушении режима питания, питание полуфабрикатами, акцент в питании на мучное и сладкое и т.д. нарушает равновесие бактерий, «плохих» становиться больше – это состояние называется дисбиоз. Это не заболевание, это синдром, который может сопровождать любые заболевания и ухудшать течение, замедлять выздоровление. Исследование Никитенко В.И., проведенное в 2002 году, подтверждает внутриутробное заселение кишечника ребенка на 24 недели развития.
Исследование, опубликованное в январе 2017 года, подтверждает связь состояния кишечника с развитием аутического спектра у детей, так как симптомы поражения желудочно-кишечного тракта встречаются часто. После курса антибиотиков и трансплантации микробиоты у детей отмечалось снижение поведенческих симптомов и улучшалось состояние желудочно-кишечного тракта. Эффект продолжался 8 недель. Подобные исследования проводились и ранее, и доказывают связь кишечника и развитие аутизма. Поэтому я всегда рекомендую детям курсы пробиотических препаратов для восстановления кишечной микробиоты и снижения аутической симптоматики. Препараты должны приниматься курсами 3-6 месяцев с оценкой состояния ЖКТ.
Аутизм, глютен и казеин?
Глютен находится в овсе, ячмене, пшенице, ржи и в производных из этих злаков. Если в рационе нет хлеба, не значит, что белок не попадает в организм ребенка. Глютен есть в манке, макаронах из пшеницы, тортах, печенье, поэтому эти продукты следует, тоже исключить. Исследования подтверждают, что удаление из питания глютено-содержащих продуктов, улучшает состояние детей. Это отражается не только уменьшении симптомов со стороны ЖКТ, но и на поведенческих реакциях, менее выражены агрессивность, тревожность и т.д.
Аналогичная ситуация касается молочных продуктов, в которых находится казеин. Реакция на казеин встречается реже, в отличие от реакции на лактозу. Если реакция на лактозу, то кисло-молочные продукты можно оставить в рационе, так как там это вещество разрушено и не вызывает негативной реакции, как возникает при употреблении молока.
Аутизм и питательные вещества
В своей практике для нормализации состояния и снижения аутической симптоматики помимо пробиотических препаратов и удаления из питания продуктов с глютеном, казеином и лактозой, я назначаю питательные вещества для поддержки нервной системы. Это пробиотики, омега3 жирные кислоты, лецитин, кальций, магний, селен, цинк, витамин Д3 и В12.
А конкретнее?
Омега3 жирные кислоты – это жирная рыба, льняные семена или масло, не рафинированное оливковое масло, орехи, морские водоросли, яйца. Омега 3 не синтезируется в организме, поэтому применять можно не только в виде продуктов, но в виде витаминных препаратов. Стабильный эффект прослеживается при длительном применении. Дозировки лучше подобрать с врачом.
Помогает ребенку развивать мелкую моторику, способствует быстрой и стабильной передаче нервного импульса по нервной системе. Омега 3 – важный компонент мембран клеток, он помогает клетке лучше выполнять свои функции.
Невролог Марк Хайман в своей книге «Мозг обратная связь» пишет, что мозг состоит на 60% из жирных кислот. Также Марк Хайман указывает, что при дефиците омега-3 возможно развитие депрессии, тревожности, неспособности к обучению, синдром двигательной активности и аутизм. Возможно, детям при внутриутробном развитии было недостаточно этих кислот, быть может в этом причина аутизма?
Лецитин – фосфолипиды из сои, яичных желтков — препарат Овосан. Один из компонентов головного мозга и нервной системы, снижает воспаление, улучшает обменные процессы (в том числе в головном мозге). Участвует в синтезе миелина – оболочки нервных волокон и проведении нервных импульсов. Помогает усваивать жирорастворимые витамины и развивать интеллектуальный потенциал ребенка. По вопросам приобретения и доставки Овосана, телефон горячей линии в Москве 8(499)5500996
Витамин В12 — мясные продукты, рыба, яйца. Необходим для синхронизации нейронной и мозговой деятельности, повышает концентрацию внимания.
Витамин Д3 – жирная рыба, солнце. Дефицит этого витамина ускользает от внимания врачей, я зря. Исследования показывают, что недостаток витамина Д3 сказывается на развитии аутизма. Витамин участвует в усвоении магния и кальция, участвует в восстановлении миелиновых волокон нервных волокон.
Магний и кальций участвуют в нервной проводимости. Магний – минерал релаксации, снижает уровень тревожности, раздражительности, снимает судороги, спазмы и т.д. Магний – семечки, миндаль, кешью, фундук, морская капуста, горох, фасоль. Кальций – кунжут, апельсины, капуста.
Цинк – помогает очищать организм от тяжелых металлов, участвует в формировании норадреналина (гормон «мотивации к действию») из дофамина. Находиться в морепродуктах, тыквенных семечках, орехах.
Селен – обеспечивает позитивное настроение, производство гормонов щитовидной железы, усвоение омега-3 жирных кислот, отвечает за работу головного мозга. Соответственно, при недостатке этого минерала все работает наоборот. Находиться в орехах, яйцо, фасоль, капуста.
Продукты питания зачастую не содержат должного количества витаминов и минералов, поэтому для восполнения запасов на должном уровне я назначаю витаминно-минеральные комплексы по суточным потребностям организма и состояния ребенка. Восполнение дефицита питательных веществ и поддержка уровня витаминов и минералов помогает достичь стабильности в состоянии ребенка, освоении дополнительных навыков и т.д. Перед введением в рацион ребенка новых продуктов, препаратов и подбором доз проконсультируйтесь с врачом нутрициологом, чтобы избежать возникновения побочных эффектов.
Дорогой Менделеева
Человек – это звучит гордо. Впрочем, изначально человек – это не про гордость, а про комплекс химических реакций. И только когда реактивы правильные, то человек достигает своих высот. Наша с вами цель – питанием скорректировать действие «плохих» компонентов, добавить «хороших», и я очень желаю всем мамам веры в то, что аутизм можно предотвратить. А тем, кто уже столкнулся с этим диагнозом – веры в то, что его можно скорректировать. В моей практике такие случаи есть. И хотя со стороны это выглядит, как чудо, но… это не чудо. А магний, кальций, лецитин, омега и отсутствие глютена, которые творят чудеса!
Здоровья вам и вашим детям!
Здравствуйте!!! Очень грамотно описанно что можно и что нельзя.Но вот в отдельных случаях как подобрать диету ребенку а три годика??? Ведь каждому ребенку о организм индивидуальный… Кто подбирает подходящую диету для активного ребенка????? Если можно ответьте! Заранее благодарю Вас!!!
Здравствуйте.
Диету подбирает врач, который знает тонкости этого процесса.
Я таким занимаюсь, поэтому пишу не только опираясь на научные данные, но и на опыт.
Елена Павлова, подскажите, Вы занимаетесь подбором диеты и витаминных комплексов и проч. для детей с аутичными проявлениями?
Здравствуйте.
Да, подбираю питание и витаминную поддержку.
Доброй ночи,Елена,скажите пожалуйста какую можно подобрать диету мальчику с аутизмом ,если он ест только булочки и снежки? Не знаем что делать,пьет йогурты,соки,а есть не ест и как тут вводить безглю еговую диету,что тогда ему давать?
Анна, здравствуйте.
Постепенно заменяя продукты.
То есть просто не давать йогурт и мучное, ставить перед ним друг Е продукты, постепенно обновляю микробиоту в пользу «здоровых бактерий», которые не станут просить «плохих продуктов».
К сожалению, мы подвержены пристрастия нашей микробиоты (
Анна, здравствуйте.
Постепенно заменяя продукты.
То есть просто не давать йогурт и мучное, ставить перед ним друг Е продукты, постепенно обновляю микробиоту в пользу «здоровых бактерий», которые не станут просить «плохих продуктов».
К сожалению, мы подвержены пристрастиям нашей микробиоты (